kapitonovih (kapitonovih) wrote,
kapitonovih
kapitonovih

Смотреть в глаза! Но как долго?

Смотреть в глаза! Но как долго?

Три секунды - это примерное время, в течение которого большинству людей приятно смотреть друг другу в глаза. Таковы результаты эксперимента, который провели английские исследователи. Удивляет то, что продолжительность эффекта не зависит от возраста, пола или привлекательности визави. Зато важную роль играет размер зрачков, если они самопроизвольно расширяются при взгляде на собеседника, тогда люди не отводят глаза дольше, сообщают ученые в журнале Open Science.

Зрительный контакт является важным аспектом невербальной коммуникации. Ведь мы не только анализируем мимику, черты лица и внешний вид визави, но и бессознательно прорабатываем тонкие намеки на настроение, намерения, надежность и вообще личность другого человека.

Обычно во время разговора происходит сбалансированное чередование проницательного взгляда и предотвращения глаз. « Зрительная поведение двух визави чрезвычайно динамичной», - объясняют Никола Бинетто (Nicola Binetti) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона. Если взгляд длится слишком долго, его начинают считать навязчивым или опасным. Когда же в глаза смотрят мало времени, то возникает недоверие и впечатление, что собеседнику свойственна низкая социальная компетенция.

Но как долго должен длиться «правильный» зрительный контакт? До сих пор ответа на этот вопрос систематически не искали. Но недавно Бинетто с коллегами впервые заполнили этот пробел.

Для этого они пригласили 500 добровольцев разного возраста прийти в Лондонский музей науки и посмотреть короткие видеоролики. На видео были изображены лица мужчины или женщины, которые смотрели на испытуемых с разной продолжительностью.

Во время просмотра участники исследования подвергались ай-трекингу, то есть ученые определяли направление их взгляда и ширину их зрачков. После каждого видео подопытные должны были нажатием кнопки подтвердить, был обмен мнениями для них приятный или нет. Кроме того, все субъекты эксперимента заполняли опросники, благодаря которым ученые получили недетальное описание личностных черт испытуемых.

Результат: большинство людей правильным и приятным считали взгляд, продолжавшийся чуть более трех секунд. Средний показатель, подтвердили в процессе эксперимента, - 3,3 секунды, и он никак не зависел ни от пола, ни от возраста или привлекательности визави. « Только старики и мужчины склонны были дольше не сводить глаз, если им демонстрировали лицо актрисы», - информируют ученые.

Удивило и то, что исследователи не заметили никакого влияния личностных черт на продолжительность зрительного контакта (обычно ожидают, что открытые люди обмениваются долгими взглядами). Однако психологический тест на уровень экстравертности (его подопытные проходили, чтобы определить, насколько они открыты, уступающие, добросовестные, невротические) показал: ни одна из этих черт не влияет на зрительные предпочтения.

Зато фактор, от которого таки зависела выносливость точки зрения, ученые обнаружили с работодателем ай-трекингу. У участников, которые дольше вглядывались в глаза другим, при взгляде на своего визави сильнее и быстрее, чем обычно, расширялись зрачки.

Уже давно выяснили, что зрачки непроизвольно расширяются от радости и сексуального возбуждения. Также расширены зрачки считаются признаком доверия, зато сужены - сигналом страха и агрессии.

Однако как взаимосвязаны ширина зрачков и ооптимальное продолжительность взгляда? От привлекательности собеседника это, очевидно, не зависит: в эксперименте ученые не смогли установить никакой взаимосвязи между впечатлением испытуемых о портрет на видео и длительностью зрительного контакта.

Вопрос, почему люди, которые склонны дольше всматриваться в лицо другим, имеют расширенные зрачки, остается до сих пор без ответа. Бинетто с коллегами предполагают: возможно, это связано с субтильным различиями «социального мозга» и обработкой социальных зрительных раздражителей. Но это - лишь гипотеза.

«Нужны следующие исследования, чтобы выяснить, как коррелируются продолжительность взгляда, которой отдает предпочтение человек, и активность различных участков мозга, обрабатывающих лица и выражение глаз», - констатируют исследователи.

Tags: странности

Posts from This Journal “странности” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments